О вера наших матерей стих


  • Литературная композиция ко Дню матерей России

    стих

    «О, Вера наших матерей…»

    Оформление:

    Выставка «Чудотворные иконы Божьей Матери», подготовленная по цветным иллюстрациям. Выставка «Ты Богоматерь, нет сомнения…» - репродукции картин эпохи Возрождения, русских и советских художников о матери.

    Информация для организаторов.

    Праздник День матерей России был установлен Указом президента РФ в 1998 году и отмечается в последнее воскресенье ноября.

    По данным Министерства труда и социального обеспечения России, сегодня матерями в нашей стране являются более 50 миллионов женщин, из них более миллиона семьсот тысяч – многодетными.

    Это день, когда воздается должное материнскому труду и бескорыстной жертве женщин ради блага своих детей. Многие страны отмечают собственный день матери. Празднование дня матери уходит своими корнями в глубину веков. Древние греки отдавали дань уважения матери всех богов Гее. Римляне посвящали три дня в марте (с 22 по 25) другой матери богов – восточной Кибеле. Для кельтов днем матери был день чествования богини Бриджит. С 17 по 19 век в Великобритании отмечалось Мамино воскресенье (Mothering Sunday). В этот день юноши и девушки, которые работали подмастерьями или слугами, возвращаясь домой, приносили в подарок своим мамам фруктовый пирог.

    Ход мероприятия

    Библиотекарь. Что может быть на свете священнее имени матери! Есть в русской поэзии и прозе одна святая страница, дорогая и близкая любому сердцу, любой не потерявшейся душе – это рассказ о матери.

    Ведущий. У меня в руках книга священника Артемия Владимирова о вера наших матерей стих «Учебник жизни». Откроем ее страницы. Мама.… Именно это слово первым произносят младенческие уста. И немудрено. Ведь мать составляет с ребенком единый организм: не из рук, а из груди материнской мы питаемся первые месяцы нашей жизни, находясь в полной зависимости от родившей нас. Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы не стали, как бы далеко жизнь не увела нас от родительского крова, мама всегда останется для нас мамой, а мы – ее детьми, слабости и недостатки которых никто не знает лучше, чем она. И никто, конечно, не сумеет пожалеть, а вместе с тем и пожурить нас так, как это делает мама. Выговаривая нам, она желает не обидеть нас, но исправить. Вот почему даже мамины шлепки мы вспоминаем с благодарностью, ибо и гневается она на нас всегда с любовью.

    Мальчик читает стихотворение Людмилы Татьяничевой «Мама».

    Как часто невниманьем обижаем

    Мы в юности отцов и матерей!

    Домой из института приезжая,

    К своим друзьям торопимся скорей.

    На завтра отложив все разговоры,

    Едва успев костюм дорожный снять,

    В заречные зовущие просторы

    Стремглав летим мы детство догонять.

    В своих подруг бросаем мы цветами,

    Забыв нарвать для матери букет.

    А мать все ждет. Живет и дышит нами,

    Обновы шьет, готовит нам обед.

    Нас держит лес, не отпускает Волга.

    Уже темно, поужинать и спать.

    И лишь во сне мы повторяем: «Мама»,

    И наши сны оберегает мать.

    Девочка читает стихотворение Виктора Коротаева.

    О, вера наших матерей,

    Вовек на знающая меры,

    Святая, трепетная вера

    В нас, подрастающих детей.

    Ее, как свет в березняке,

    Не вытравит ничто на свете:

    Ни единицы в дневнике,

    Ни злые жалобы соседей.

    Уж матери – такой народ –

    Вздохнут, нас долгим взглядом смеря:

    «Пусть перебесятся. Пройдет», -

    И снова верят, верят.

    Как верят матери одни,

    Взыскательно и терпеливо.

    И – не крикливые – они

    Не почитают это дивом.

    А просто нипочем года

    Их вере, трепетной и нежной,

    Вот только мы-то не всегда

    Оправдываем их надежды.

    Ведущий. Чем же мы можем отплатить, воздать маме за ее любовь, принесенную, словно горящая свеча, через все годы ее жизни? Чем воздадим матери за бессонные ночи, проведенные около нашей кроватки в борьбе с недугами и хворями, которые столь часто выпадают на долю детей?

    Девочка (читает прозу русского писателя Бориса Зайцева). «Когда маленький человек заболел, на лицо мамы ложится тень. Она спокойна, сдержана, но волнуется. Посоветовавшись с фельдшером, она дает хины, ставит компресс согревающий, меряет температуру – под ее умелыми руками не может болезнь не поддаться. А глухой ночью, когда от жара начинается кошмар, она наклонится, в белой кофточке, возьмет к себе на постель, и при ней духи тьмы не осмелятся приблизиться. И первая, кому радуется и кого любит выздоравливающий ребенок, это тоже мама. По ее лицу он видит, что прошло тяжелое, и вновь пойдут утра и игры, ясные зимние дни, коньки, лыжи белые морозы и иней».

    Ведущий. Кто из нас по достоинству может оценить ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе и столь незаметный труд матери по дому, по хозяйству? И все ради нашей пользы и нашего блага: лишь бы дети были сыты, чисты и опрятны, лишь бы детство осталось самой счастливой порой жизни. А ведь многие мамы работают, значит, и встают намного раньше своих детей, и ложатся позже, и при этом все успевают: и завтрак собрать, и постирать, и приготовить чистую одежду, чтобы никто не назвал сына или дочку неряхой и замарашкой. Воздать маме мы не сможем достойно ничем, только благодарностью – никогда не оскудевающей, но возрастающей. Благодарностью, явленной и в словах, и в делах, и в молитвах. Именно об этом и говорит Господь в своих заповеди: «Чти отца и матерь твою, да благо тебе будет, и да долголетен будешь на земле».

    Ведущая в русском народном костюме читает «Семейный быт Древней Руси».

    Ведущая. Издревле в русских семьях воспитание детей в основном лежало на женских плечах. Именно им подобало «нрав детиный исправливати», «блюсти чад своих». Церковь требовала от женщин воспитания в женщин послушания, терпения, уважения к старшим: «Младу отрочати перед старым молчати».

    Церковные поучения требовали от детей уважения к матери. «Вечно матери своей не забудь, вспомяни, яко тою родил еси». «Не забывай матерняя труда, еже о чадах печаль и болезнь. Можели о ней поболети, яко же она о тебе. Тем же страхом раболепным послужи ей». (13-15 век.)

    Пренебрежение и забвение памяти родителей: «Паки насмехася отцу и укоряющее старость матернюю…»(если насмехается над отцом и укоряет мать свою ее старостью) – резко осуждались: «… и восплачется тогда, но никто не услышит его…». Глубоко по сути и требование: «Аще охудеет разумом в старости отец ваш или мать ваша – то не безчествуйте их, не укоряйте».

    С поучениями, которые мы встречаем в текстах церковных сборников, перекликаются свидетельства некоторых гражданских актов и летописей, которые также характеризуют отношения родителей и детей в древнерусских семьях. (начало 13 века), чье «Наставление о детях» дошло до нас в изложении историка (), так обращается к своим чадам: «Почитайте мать, сохраните поведения ея, учредите покой ей, чтоб не терпела недостатка…».

    Роль мудрого влияния матери неоднократно подчеркивалась летописцами при описании многих значительных поступков в жизни князей и бояр – главных действующих лиц летописей. Так, например, Анна, жена великого князя Всеволода Ярославича, убеждает сына Владимира Всеволодовича прекратить усобную борьбу со Святополком Изяславовичем (11 век). Великая княгиня Мария Ярославна благословила сына Ивана III на борьбу с ханом Ахматом в 1480 году, а результатом ее, как известно, было свержение ордынского ига на Руси.

    В древнерусских семьях, описанных в летописях, отличительной чертой внутрисемейного микроклимата были доброта, внимание, забота о женщинах. Почтительное отношение к матери – приметная черта и древнерусского фольклора: «Что ни белая березка к земле клонится, ни шелковая трава расстилается, уж как сын перед матерью кланяется…». Такове степень уважения былинного героя Добрыни Никитича к матери.

    «Свет-сударыня, матушка!», «Госпожа моя, родна матушка!» - таковы обращения детей к матери в русских песнях и былинах. Так признается в любви к своей матери другой былинный богатырь – Василий Буслаевич. С этими былинными строками перекликаются слова великой княгини Ольги, сказанные ею сыну Святославу Игоревичу: «Аще кто матери не послушают – в беду впадает».

    А вот как советует «укреплять чада» в своем завещании жене Евдокии знаменитый победитель Мамая великий князь Дмитрий Донской: «Аз приказал есмь детей своих княгине. А вы, дети мои, слушайте своей матери во всем, из нее не выступайтеся ни в чем. А который сын мой не имеет слушати матери, а не будет в ее воли, на том не будет моего благословения».

    Ведущий. Понятия «мать» и «материнство» святы. И пусть мама сама считает себя несовершенной и грешной – в глазах детей она должна оставаться всегда прекрасной и, может быть, даже святой. Во всяком случае, недопустимо маме делать упреки и замечания, уместные лишь в устах взрослых по отношению к подрастающему поколению. Иные современные юноши и девушки по душевной слепоте и в гордости даже укоряют родителей в своих собственных недостатках, приписывая их просчетам в воспитании. Нет большей неблагодарности, чем эта, заслуживающая только наименования черной! К сожалению, наши дети ныне так увлечены всевозможными играми, что у них все меньше и меньше времени остается на маму. Ах, как жаль, что дети в наше время почти разучились обращаться к маме с различными ласковыми наименованиями! Не обнимут, не поцелуют, не скажут с любовью: «Мамочка моя хорошая, дорогая…». А подойдут и крякнут отрывисто: «Мам, есть есть?» - предоставляя ей расшифровывать это своеобразное вопрошение.

    Библиотекарь читает отрывок из поэмы С. Острового «Мать».

    Сын из дома ушел! И когда он вернется теперь?

    И потянутся дни. И слезы материнской не спрячут.

    Ах, зачем между жизнями возникает закрытая дверь?

    И детей провожая, зачем наши матери плачут?

    Мать, я землю изъездил. Я многие знал города.

    И добро повидал, и война по мне смертью строчила.

    Но друзей своих, мать, не бросал я в беде никогда.

    И не лгал никогда. Это ты меня так научила.

    Ты меня научила не прятать у сердца обид.

    (Сердцу трудно и так, для чего ему тяжесть такая?)

    Если слово ты дал – это, значит навеки. Гранит.

    Если в гору идешь – поднимайся, других не толкая.

    Ах, завет материнский, и что тебя в мире мудрей?

    Ты нас к звездам ведешь даже в темные ночи глухие.

    Я берусь утверждать: в мире мало плохих матерей!

    Отчего же тогда появляются люди плохие?

    Отчего же тогда по земле еще ползает зло?

    И смердит себялюбство? И сушит сердце скопидомство?

    А ведь как на планете бы сделалось людям светло,

    Если б всех матерей своих слушаться стало потомство.

    <…>Ты прости меня, мать! Я при жизни твоей не сказал

    Половины того, что теперь не дождется ответа.

    Здесь не холмик пологий. Не картинами убранный зал.

    Жизнь – вершина. Огонь. Праздник мысли и яркого света.

    Вот за это за все – я твой сын! И пока я живу,

    Мама, имя твое я несу через жизнь, как святыню.

    Будут годы идти. Будут яблоки падать в траву.

    Будет солнце всходить. Будут реки врываться в пустыню.

    Будут плыть корабли в белизну марсианских морей.

    Будет жизнь бушевать. Каждый атомом. Жилкой каждой.

    А тебя уже нет… Ты уже не откроешь дверей…

    Люди! Братья мои! Берегите своих матерей!

    Настоящая Мать – человеку дается однажды.

    Ведущий. Многие ли из наших читателей могут сказать, какие у мамы глаза? Нет, я имею в виду не цвет – карие или голубые, это, слава Богу, мы помним. Мамины глаза.… В них - вся наша жизнь, в них – мы сами в настоящем, прошедшем и будущем. Иногда в маминых глазах прочитаешь мир и покой. Они подобны озеру, не колеблемому ни единым дуновением ветерка. Когда смотришь в эти глаза, уходит беспокойство и тревога, сердце освобождается от страхов и опасений, и веришь: все будет хорошо, потому что рядом – мама. А иногда эти глаза темнеют, как темнеет воздух перед грозой, и глаза превращаются в очи грозные, через них исходит правда, и ты сознаешь себя маленьким и грешным, и тебе стыдно за свой презренный гаденький поступок…

    Мальчик читает отрывок из стихотворения Ивана Бунина «Мать».

    Далеко хутор мой родной…

    Давно прошли те дни и ночи,

    Когда я видел перед собой

    Ее заплаканные очи.

    Но не забыть их никогда!

    Во тьме житейского несчастья,

    В часы раздумий и труда

    Я вспоминаю их как счастье.

    Как радость детства моего,

    Как утешенье перед разлукой,

    Как ласку нежную того,

    Кто дал мне жизнь своею мукой!

    Ведущий. А что мы знаем о маминых руках – многозаботливых, не ведающих ни усталости, ни покоя, то стряпающих, то штопающих, то стирающих? Мы верим и знаем, что руки мамины чудотворны. Вот почему, едва лишь что-то заболит у нас или мы поцарапаем руку, занозим, ушибем, мы сразу бежим к ней с громким воплем: «Ма-ма!» И – о чудо! – едва лишь мама прижмет нас к себе, погладит там, где болит, приголубит – и боль уже вполовину меньше, а то и совсем пропала.

    Библиотекарь (читает рассказ А. Глебова «Щека матери»). «Я не помню сейчас рук своей матери, какие они были – маленькие или большие, шершавые или гладкие? Я хорошо помню ее лицо: доброе и красивое, с упругими прохладными щеками. И когда, ударившись обо что-нибудь твердое, я набивал себе на лбу шишку или молотком отбивал себе палец, только она могла унять мою боль. Прижмется, бывало, к больному месту прохладной щекой – и боли как не было. <…> Ну, а теперь, когда горе или несправедливая обида сожмет сердце, никто, как она уже не утешит меня…»

    Ведущий. Чем немощнее с годами будет становиться мама, тем большее внимание и попечение нам должно проявлять по отношению к ней. Для того она лелеяла и растила нас, чтобы в какой-то день ее немощь восполнилась нашей силой, ее болезнь – нашим здоровьем, ее скудость – нашим изобилием. Деятельная любовь к матери никогда никого не унизила, даже самых великих детей, напротив, сделала их еще более благородными и достойными уважения. Пренебречь родителями, оставить их без попечения – то же самое, что зачеркнуть все доброе, когда бы то ни было нами сделанное, и отречься от Бога, а хуже этого ничего нет.

    «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я», - эту песню знает каждый. И слова песни не обманывают нас: мама всегда будет! Но не всегда она будет рядом. Вот почему необходимо сейчас, с сегодняшнего дня учиться любить маму так, чтобы эта любовь насытила ее и наше сердце и связала нас такими тесными узами, которые окажутся сильнее самой смерти.

    Библиотекарь (читает отрывок из прозы Ивана Гончарова). «Не изменяет и не охладевает любовь матери, ее ни уменьшить, ни подкупить нельзя. Век свой она одна и та же. Мать любит без толку и без разбору. Велики вы, славны, красивы, горды, переходит имя ваше из уст в уста, гремят ваши дела по свету – голова старушки трясется от радости, она плачет, смеется и шепчет: «Это мой!». А затем затеплит лампадку перед образом Спасителя и молится долго и жарко. А чадо, большею частью, и не думает поделиться славою с родительницею. Нищи ли вы духом и умом, отметила ли вас природа клеймом безобразия, точит ли жало недуга ваше сердце и тело, наконец, тяготеет ли над вами общее презрение, отталкивают ли вас от себя люди, и нет вам места между ними, - тем более места в сердце матери. Она сильнее прижимает к груди уродливое, неудавшееся чадо и молится еще долее и жарче».

    Девочка читает стихотворение Ивана Бунина «Мать».

    Я помню спальню и лампадку,

    Игрушки, теплую кроватку

    И милый, кроткий голос твой:

    «Ангел-хранитель над тобой!»

    Бывает, раздевает мама

    И полушепотом бранит,

    А сладкий сон, глаза туманя,

    К ее плечу меня клонит.

    Ты перекрестишь, поцелуешь,

    Напомнишь мне, что он со мной,

    И верой в счастье очаруешь…

    Я помню, помню голос твой!

    Я помню ночь, тепло кроватки,

    Лампадку в сумраке угла

    И тени от цепей лампадки…

    Не ты ли ангелом была?

    Мальчик читает стихотворение Анатолия Передреева «О матери».

    Уляжется ночь у порога,

    Уставится в окна луна…

    И вот перед образом Бога

    Она остается одна.

    Туманный квадратик иконы,

    Бумажного венчика тлен…

    И долго роняет поклоны

    Она, не вставая с колен…

    Лишь сердце мое отзовется,

    Сожмется во мраке больней…

    Никто никогда не вернется

    С кровавых безмолвных полей…

    Не будет великого чуда,

    Никто не услышит молитв…

    Но сплю я спокойно, покуда

    Она надо мною стоит!

    Ведущий читает отрывок из стихотворения Александра Яшина «Молитва матери».

    Заступница, дай мне большую душу,

    Сердце доброе,

    Око не дремлющее,

    Голос мягкий, отходчивый, ласковый,

    Руки крепкие, незлобивые, -

    Очень трудно матерью быть!

    Не власти прошу,

    Не за деньги стою.

    Вдохни, Сердобольная, в грудь мою

    Столько любви и силы,

    Чтоб до могилы

    На всю семью-

    На мужа, на сына, на дочерь мою, -

    На каждый характер хватило,

    На все сомнения

    И смятения,

    На спотыкания и причуды,

    На завихрения

    И увлечения,

    На заблуждения

    И остуды.

    Только любовь раскрывает сердца,

    Лишь перед ней уступает горе.

    Мне нужно очень много любви.

    Ты – Мать,

    Ты меня понимаешь…

    Ведущая. Ребята, это стихотворение А. Яшина, которое называется «Молитва матери», а теперь послушайте настоящую «Материнскую молитву за чадо свое».

    Священнослужитель (читает молитву)

    «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши меня, грешную и недостойную рабу Твою (имя).

    Господи, в милости Твоей власти чадо мое (имя), помилуй и спаси его имени Твоего ради.

    Господи, прости ему вся согрешения, вольная и невольная, совершенные им пред Тобой

    Господи, наставь его на истинный путь заповедей Твоих и вразуми его и просвети светом Твоим Христовым, во спасение души и исцеление тела.

    Господи, благослови его в доме, около дома, в поле, работе и в дороге и на каждом месте Твоего владения.

    Господи, сохрани его под кровом Твоим Святым от летящей пули, стрелы, ножа, меча, яда, огня, потопа, от смертоносной язвы (лучи атома) и от напрасныя смерти.

    Господи, огради его от видимых и не видимых врагов, от всяких бед, зол и несчастий.

    Господи, исцели его от всяких болезней, очисти от всякия скверны (вина, табака, наркотиков) и облегчи его душевныя страдания и скорби.

    Господи, даруй ему благодать Святаго Духа на многие лета жизни и здравия, и целомудрия.

    Господи, дай ему свое благословление на благочестивую семейную жизнь и благочестивое деторождение.

    Господи, даруй и мне, недостойной и грешной рабе Твоей, родительское благословение на чадо мое в наступающие утра, дни, вечера, и ночи имени Твоего ради, ибо Царствие Твое вечно, всесильно и всемогуще. Аминь.

    Господи, помилуй!».

    (Примечание. Аминь – истинно.)

    Ведущий. Нет, наверное, среди нас ни одного, кто не видел иконы Божией Матери с Богомладенцем Иисусом Христом на руках. Маленький Спаситель прижимается головой к щеке (как бы сказали в старине, в ланите) Пречистой Девы, которая обнимает рукой Своего Сына, смотрит с иконы на мир, скорбя и молясь о каждом из нас.

    Священник (об образах икон Божией Матери). Издревле взоры завоевателей обращались к Русской земле. Кто только не посягал на целостность и независимость нашей страны! Но Русь считалась Уделом Богоматери, и, свято веря в ее покровительство, наши предки бесстрашно шли на битвы, неся с собою Ее образ. И Пречистая Дева всегда помогала воинам. Воистину возлюбила Она, Матерь Божия, нашу землю Русскую, православную, и нигде в мире нет стольких чудотворных икон Ее, как у нас на Руси: их насчитывается до трехсот только общеизвестных, а сколько их по разным городам и весям обширной Русской земли! Нет, кажется, ни одного отдаленного уголка России, где бы не было особенно чтимого образа Богоматери! Нет ни одной православной семьи, где бы не нашлось бы Ее лика пречистого! С детской любовью, в простоте смиренного сердца прибегают к Ней и старые и малые, и богатые и бедные, и простые люди и ученые и несут к Ее стопам и скорби и радости свои, и на всех взирает Она с материнской любовью, всех ласкает благодатным взором Своим, всех утешает, благословляет, всем помогает в их нуждах. И русское сердце называет Ее трогательными именами: Она – заступница усердная; Она – грешных споручница; Она – скоропослушница; Она – радость скорбящих, утоление в печали сущих, взыскание погибших; Она – благодатная исцелительница и небесная домостроительница; Она - града Москвы вратарница неусыпная, а для всего воинства – воевода небесная. Ее святые иконы сопутствовали во всех походах на врагов Руси. Божия Матерь Владимировская в 1395 году повернула вспять от Ельца войска страшного Тамерлана, сметавшего все на своем пути, под иконой Казанской Богородицы полки Минина и Пожарского в 1612 году освободили от поляков Москву, а образ Смоленской Заступницы вдохновлял на великие подвиги русскую армию в Отечественную войну 1812 года. Рассказ об иконе Казанской Божией Матери неизбежно приводит к величайшему событию в истории России - Великой Отечественной войне. Ленинград готовили к сдаче, страшный голод ежедневно уносил тысячи жизней. Тогда вынесли из Владимировского собора Казанскую икону Божией Матери и обошли крестным ходом вокруг Ленинграда, и враг не вошел в город. Вот почему ленинградцы так почитают Казанскую икону. Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Знаменитая Сталинградская битва началась молебном перед Казанской иконой Божией Матери. По-разному изображали великие и неизвестные мастера образ Пречистой Девы. Существует несколько типов икон Божией Матери, среди них: Умиление, Оранта (Молящаяся), Одигитрия (Путеводительница), Знамение. И у каждой чудотворной, явленной иконы своя история.

    Рассказ и показ нескольких сюжетов о чудотворных иконах Божией Матери.

    Использованная литература:

    1.  Владимиров А. Учебник жизни: Книга для чтения в семье и в школе. – М.: Дрофа, 2001.

    2.  Мать: Стихи русских и советских поэтов о матери. – М., 1979.

    3.  Островой С. Мать: Отрывок из поэмы // Стихотворения и поэмы. – М., 1972. – С. 433.

    4.  Зайцев Б. О маме // Детская роман-газета. 1999. № 2. С.38.

    5.  Глебов А. Щека матери: Рассказ-горошина // Детская роман-газета. 1998. № 3. С. 33.

    6.  Гончаров И. О матери // Детская роман-газета. 1999. № 2. С. 38.

    7.  Пушкарева Н. Семейный быт Древней Руси // Семья и школа. 1987. № 2. С. 38-40.

    8.  Материнская молитва за чадо свое // Молитвослов (любое издание).

    9.  Семенова С. Звезда, являющая солнце: Икона Казанской Божией Матери// Божий мир. 2002. № 6. С. 12-14.

    10.  Розанов С. Заступница усердная: Смоленская икона Божией Матери // Божий мир. 2002. № 5. С. 19-23.


    Источник: http://pandia.ru/text/78/502/6539.php



    Рекомендуем посмотреть ещё:


    Закрыть ... [X]

    Кто является автором стиха, который начинается словами: «О, вера наших.» Стих в 15 лет я стала мамой

    О вера наших матерей стих О вера наших матерей стих О вера наших матерей стих О вера наших матерей стих О вера наших матерей стих О вера наших матерей стих

    Похожие новости